Заметки о Петербургском метро





Интересные мысли

Шагнув во Вселенную, мы должны понять, что межзвёздные путешествия требуют от нас смотреть дальше пределов отведённой нам жизни. Мы должны мыслить не как индивидуумы, но как биологический вид. И уходить смиренно в сумрак вечной тьмы.





style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-6418144522262726"
data-ad-slot="1251529734"
data-ad-format="link"
data-full-width-responsive="true">



Первые проекты Петербургской подземки разрабатывались еще в конце 19 века, но на том этапе конкурентом метро был электрический трамвай, в итоге победивший. Первый раз к строительству метро в Ленинграде преступили накануне войны, но в блокаду и позже тут было не до метрополитена. В итоге, строительство первой очереди велось в 1946—1955 годах. Был построен южный участок Кировско-Выборгской («красной», «первой») линии — от Московского вокзала («Площадь Восстания») до основной промзоны на юго-западе города («Автово»). Метрополитен активно строился и в последующие десятилетия, и ныне включает 5 линий и 63 станции, общая длина его путей 112 км, а по пассажирообороту он на 12-м месте в мире.

Петербург — город вообще крайне специфический и с огромным количеством «изюминок». Ну, а каков город — таков и метрополитен.

Заметки о Петербургском метро



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-6418144522262726"
data-ad-slot="8930709209">



Первое, что в Петербургском метро бросается в глаза — запредельная длина эскалаторов. По средней глубине заложения питерское метро самое глубокое в мире: 56 из 62 станций имеют глубину свыше 50 метров (а самые глубокие 70-80м), глубина тоннелей достигает 110м…

Заметки о Петербургском метро

Это вызвано во-первых сложными болотистыми грунтами, а во-вторых невозможностью адекватно вписать метромост в центр Петербурга (учитывая, что ширина Невы около 800 метров, мост был бы почти как в Новосибирске). И надо сказать, поездки на питерских эскалаторах реально выматывают!

Заметки о Петербургском метро

Характерные для Питерского метро окончания эскалаторов. На кадре выше — «Ладожская», на кадре ниже «Садовая»:

Заметки о Петербургском метро

Впрочем, речь идёт о средней глубине. Отдельные станции на глубине 80 м и больше есть и в других метрополитенах.

Вагон питерского метро. Вагоны здесь местного производства и чуть-чуть другой конструкции (обратите внимание — дверь из кабины машиниста ведёт в салон). Рекламы немного — кажется, из постсоветских метро меньше только в Минске. Само метро по сравнению с московским намного более чистое, менее душное и менее шумное. Вообще, питерское метро выглядит как-то «современнее». Однако народу там много, на некоторых станциях толпа хуже московской.

Заметки о Петербургском метро

Самая известная особенность Петербургского метрополитена — это «горизонтальные лифты», или станции закрытого типа. То есть, дверями оснащён не только вагон, но и вестибюль станции. По одной версии, это сделано для безопасности пассажиров, по другой — для защиты от наводнений:

Заметки о Петербургском метро

В Петербурге таких станций всего 10: «Парк Победы», «Петроградская», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского», «Московская», «Елезаровская», «Ломоносовская», «Звёздная». Проект не оправдал себя из-за сложностей эксплуатации, и больше таких станций не строили. За границей же эта технология была использована в Реннском метрополитене (Франция).

Заметки о Петербургском метро

Другая интересная особенность — вестибюли. В историческом центре многие вестибюли встроены в первые этажи старинных зданий (например, Гостиного двора) и не заметны. А вестибюли первой очереди метро выделяются размером и помпезностью, которым позавидовала бы и Москва.

Например, вестибюль станции «Площадь Восстания» напротив Московского вокзала:

Заметки о Петербургском метро

Отделка:

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

Или вестибюль станции «Кировский завод», который вполне можно принять за какой-нибудь Дом Культуры или театр:

Заметки о Петербургском метро

И это не случайно — рядом находится собственно Кировский завод, до Революции известный как Путиловский завод. Основанный в 1801 году, это был флагман российской металлургии и машиностроения, классический «молох» (по Куприну), на котором трудились 36 тысяч рабочих. Именно со стачки на этом заводе началась Февральская революция 1917 года.

Заметки о Петербургском метро

А вот — роскошный витраж в наземном вестибюле станции «Невский проспект» в подвале старинного дома. Это уже вторая очередь, 1963 год:

Заметки о Петербургском метро

Вообще, сталинские станции первой очереди вполне на уровне своих московских «современниц».

Например, «Площадь Восстания»:

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

На ней же видна интереснейшая особенность пересадочных узлов: эскалаторы, ведущие напрямую от середины одной станции к началу другой. В Москве таких переходов нет, и зрелище это москвичу слегка сносит крышу:

Заметки о Петербургском метро

А с «Площади Восстания» переход ведёт на станцию «Маяковская» (1967). Оформлена она тоже со вкусом, а по бокам видны двери «горизонтального лифта»:

Заметки о Петербургском метро

Станция оправдывает своё название:

Заметки о Петербургском метро

Станция «Технологический институт» — часть первой очереди, оформлена барельефами с лицами учёных:

Заметки о Петербургском метро

Это кроссплатформенная пересадочная станция — то есть типа московского «Китай-города», когда два зала станции обслуживают по одному направлению разных линий. Более того, это еще и первый в бывшем СССР пересадочный узел такого типа: второй зал был построен в 1963 году, и украшен уже не лицами учёных, а хроникой достижений советской науки с 1920 по 1979 год:

Заметки о Петербургском метро

(заранее прошу прощения у всех, чьи лица попали в кадр).

В плане архитектуры мне больше всего нравятся станции первой очереди в пролетарских районах. «Автово» я не сфотографировал, «Кировский завод» несколько проще — но тоже очень красив:

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

Не совсем понимаю, в чём именно разница, но ведь эти станции не перепутать со станциями Московского метро тех же лет!

Впрочем, большая часть станций Петербурга всё равно лаконичны и функционалистичны, как на окраинах Москвы и в «малых метрополитенах» провинции.

Например, станция «Невский проспект» (1963), на которой я бывал чаще всего:

Заметки о Петербургском метро

«Московская» (1969) — одна из «горизонтельных лифтов»:

Заметки о Петербургском метро

Надо сказать, что больше всего в Петербургском метро почему-то любят станции сводчатого типа — их тут 15, причём почти все глубокого заложения. Кстати, обратите внимание, на ребристые своды — здесь они очень распространены. Видимо, это типовой проект вроде московских «сороконожек» — хотя столь же безликих станций в Питере или нет, или я не видел.

«Чёрная Речка» (1982):

Заметки о Петербургском метро

«Ладожская» (1985) у Ладожского вокзала:

Заметки о Петербургском метро

«Площадь Мужества» (1975):

Заметки о Петербургском метро

Отдельная питерская тема — перегон «Лесная»-«Площадь Мужества». В 1995 году здесь случилась авария — тоннель размыло плывуном, и линия оказалась разорвана на две части. «Лесная» стала конечной, а на участке «Площадь Мужества» — «Девяткино» ходили всего два состава, с интервалом 15-20 минут. Между станциями ходил бесплатный автобус. Разрушения тоннелей оказались настолько велики, что для восстановления перегона потребовалось построить новый тоннель, и вновь участок заработал лишь в 2004 году. Эти события вошли в историю Петербурга как Размыв.

«Пьяный машинист, заснув на рабочем месте, осуществил восстановление перегона „Лесная“-»Площадь Мужества» (анекдот).

«Лесная»:

Заметки о Петербургском метро

Еще несколько станций — эволюция петербургской метроархитектуры 1970—2000-х годов:

«Академическая» (1975):

Заметки о Петербургском метро

«Выборгская» (1975):

Заметки о Петербургском метро

«Приморская» (1981, конечная на Васильевском острове):

Заметки о Петербургском метро

«Садовая» (1991):

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

«Спасская» (2008):

Заметки о Петербургском метро

Заметки о Петербургском метро

Переход «Садовая"-"Спасская», Ныне это единственный узел трёх станций, причём «Спасская» еще и конечная:

Заметки о Петербургском метро

Ещё одна фишка Петербургского метрополитена — это загородные станции метро. Кажется, в России такого нет более нигде.

Станция «Девяткино» была пущена в 1979 году, и находится в посёлке Мурино Ленинградской области, совмещена с электричкой и автовокзалом:

Заметки о Петербургском метро

Сейчас у неё есть лишь один аналог — станция «Мякининская» Московского метрополитена (2010), то есть еще несколько месяцев назад эта станция была «единственной в бывшем СССР». Впрочем, на Западе загородное метро — не редкость:

Заметки о Петербургском метро

Другая похожая станция «Парнас» (2006) находится формально в черте Петербурга, фактически же почти в поле. Вот такой вид открывается из её вестибюля:

Заметки о Петербургском метро

А сам вестибюль встроен в торговый комплекс — в Питере эту технологию стали осваивать сильно раньше, чем в Москве:

Заметки о Петербургском метро

Витражи в вестибюле:

Заметки о Петербургском метро

Зал. Виден свет в конце тоннеля:

Заметки о Петербургском метро

В общем, в Петербурге метро — это, как и в Москве, полноценная достопримечательность города.

Так как мой обзор очень неполный, за кадром остался ряд интереснейших объектов (таких как «Автово» с необычной архитектурой, «Спортивная» с уникальной планировкой, вестибюли в парках и т. д.) — дам ссылку на статью в Википедии.

varandej



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-6418144522262726"
data-ad-slot="8930709209">